Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Авторизация
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Телефон горячей линии

В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:

Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - БЕНДЕР ЭЛЬЗА ИВАНОВНА 

тел. (3843) 73-14-80,

8 905 391 0264

Заместитель директора по УВР  - Киселева Наталья Владимировна

тел. (3843) 73-14-80,

8 913 310 2633

Современные требования к учебным занятиям в учреждениях дополнительного образования

6 февраля 2016 - Roman

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется  форма его организации.

Педагоги дополнительного образования, особенно начинающие, часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определения его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Виды учебных занятий

В учебном занятии представлены следующие элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их сочетания. Но главное требование к занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

  • собственно обучающие, 
  • общеразвивающие,
  • воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют обучающие цели: научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по предмету. Это учебные занятия:

  • по передаче знаний,
  • по осмыслению и их закреплению,
  • по закреплению знаний,
  • по формированию умений и применению знаний на практике /практические/,
  • тренировочные занятия /отработка навыков, умений/,
  • по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определённых личностных качеств детей. К таким занятиям относятся занятие-диспут, экскурсия, занятие-викторину, различные творческие, нетрадиционные формы.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение их к нравственным и культурным ценностям. Это «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства»,

«Интеллектуальные турниры» и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются тем, что обучение не носит специально организованный характер и не обязательно связан с изучаемым предметом.

Чаще всего занятие детского коллектива трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия педагогом решаются как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Такие занятия называются комплексно- развивающие.

Этапы учебного занятия:

Педагог дополнительного образования должен уметь структурировать занятие, определять его этапы, задачи и содержание каждого из них.

Учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Классификация учебных занятий

Компетентный педагог д/о должен уметь правильно ставить цели.

Цели - это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приёмы работы педагога и воспитанников зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний,
  • закрепление знаний и способов деятельности,
  • комплексное применение знаний и способов деятельности,
  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и детей.

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников учебно- воспитательного процесса работать через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех детей и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

  • Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.
  • Целесообразное расходование времени занятия.
  • Применение разнообразных педагогических средств обучения.
  • Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.
  • Практическая значимость полученных знаний и умений.

Алгоритм подготовки учебного занятия:

  • Анализ предыдущего учебного занятия.
  • Моделирующий:

определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,

обозначение задач учебного занятия,

определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,

определение вида занятия,

-  определение типа занятия,

продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,

подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

  • Обеспечение содержания учебного занятия:

самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,

обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,

материально-техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д./.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Структура:

Оргмомент.

Актуализация знаний.

Мотивация. Целеполагание.

Организация восприятия. Осмысление.

Первичная проверка понимания.

Организация первичного закрепления.

Анализ. Рефлексия.

Нетрадиционные формы проведения занятий:

Лекция, семинар, экскурсия, мастер-класс, устный журнал, сказка, телепередача.

Тип занятия: Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.

Дидактическая цель: Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Структура:

Оргмомент. Мотивация. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование образца применения знаний. Самостоятельное применение знаний. Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия.

Нетрадиционные формы проведения занятий:

Игра-путешествие, семинар, консультация, «Лото», деловая игра.

 

Тип занятия: Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

Дидактическая цель: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения уч-ся знаний и способов деятельности.

Структура:

Оргмомент. Целеполагание. Мотивация. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. Самостоятельное применение  знаний /упражнений/ в сходных и новых ситуациях.

Самоконтроль и контроль. Коррекция. Рефлексия.

Нетрадиционные формы проведения занятий:

Литературная гостиная, музыкальная гостиная, викторины / «Что, где, когда?», «Счастливый случай» и т.д.

 

Тип занятия: Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Дидактическая цель: Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности.

Структура:

Оргмомент. Целеполагание. Мотивация. Анализ содержания материала. Выделение главного. Обобщение и систематизация. Рефлексия.

Нетрадиционные формы проведения занятий:

Посиделки, ринг, сюжетно-ролевая игра.

 

Тип занятия: Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знания способов деятельности.

Дидактическая цель: Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности детей /контроль /. Организовать деятельность детей пот коррекции своих знаний и способов деятельности.

Структура:

Оргмомент. Мотивация. Самостоятельное выполнение заданий. Самоконтроль. Контроль. Анализ. Оценка. Коррекция. Рефлексия.

Нетрадиционные формы проведения занятий:

Турнир мастерства, урок-концерт, вернисаж.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!