Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Авторизация
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Телефон горячей линии

В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:

Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - БЕНДЕР ЭЛЬЗА ИВАНОВНА 

тел. (3843) 73-14-80,

8 905 391 0264

Заместитель директора по УВР  - Киселева Наталья Владимировна

тел. (3843) 73-14-80,

8 913 310 2633

Творческая разработка «Взаимодействие семьи и педагога дополнительного образования как условие преодоления детской неуспешности»

19 сентября 2014 - irina

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №2»

(МБОУ ДОД ДДТ№2)

 

 

Творческая разработка «Взаимодействие семьи и педагога дополнительного образования как условие преодоления детской неуспешности»

Выполнила: Киселева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2»

Новокузнецк 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Проблема детской неуспешности и пути её преодоления

1.1           Определение понятий «детская неуспешность» и «школьная неуспеваемость»

1.2 Причины детской неуспешности

1.3 Пути преодоления детской неуспешности

 

Глава 2. Роль семьи и учреждения дополнительного образования в формировании успешной личности ребенка

2.1 Сотворчество ребенка, родителей и педагогов дополнительного образования, как один из способов преодоления детской неуспешности

2.2 Мастер–класс как эффективная форма  работы с  родителями в условиях УДОД, способствующая преодолению детской неуспешности

 

Заключение

 

Список литературы

Введение

В последние годы в специальной литературе все чаще встречаются публикации, освящающие вопросы школьной неуспешности детей. В частности обсуждаются вопросы сопровождения, социально-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Проблемы же «обычного» ребенка, по каким-либо причинам перешедшего в разряд «неуспешного» не так, на первый взгляд, и очевидны. Обращать на них внимание начинают только при стойкой школьной неуспеваемости и возникновении различных негативных или неудобных для взрослых ситуаций.

Однако понятие «школьная неуспеваемость» намного уже, чем «школьная неуспешность», и касается в первую очередь эффективности усвоения знаний, не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию «состояния неуспешности».

Ребенок и «неуспешность» - понятия-антиподы. Ребенок в этот мир приходит светлым и невинным, чтобы видеть и чувствовать, размышлять и жить с радостью.

Жить – значит непрерывно двигаться вперед, развиваясь и совершенствуясь. Так что же происходит при этом движении, какие деформации претерпевает душа и организм ребенка, если он становится неуспешным? Попытка ответить на этот не легкий вопрос, волнующий и родителей, и педагогов, определяет важность изучения данной проблемы.

Кроме того, проблема детской неуспешности остается актуальной на сегодняшний день по следующим причинам:

Во-первых, анализ литературы по интересующей нас проблеме приводит к выводу об отсутствии содержательного единства в понимании того, кто же такой неуспевающий и кто такой неуспешный.

Во-вторых, для «неуспешности» пока не изобретено никакой системы измерения, даже такой несовершенной и десятилетиями критикуемой, как школьные оценки. Как, к примеру, оценить достигнутый уровень социализации? Таким образом, мы должны констатировать, что понятия школьной успешности / неуспешности еще более относительны и неопределенны, чем понятие неуспеваемости.

В-третьих, заметим, что почти нет пособий, помогающих педагогу осуществлять индивидуальную коррекционную работу по преодолению детской неуспешности. Исключение представляет система помощи Н.П. Локаловой, однако ее применение ограничено определенными причинами неуспешности ученика в первые годы обучения.

Проблема школьной неуспешности сложна, многообразна и многофакторна. Тем не менее, создается впечатление, что ни один из разрабатываемых сегодня подходов  не в состоянии самостоятельно разрешить проблему школьной неуспешности.

Выше перечисленные причины обратили наше внимание на данную проблему и побудили к созданию методической разработки, целью которой стало: раскрытие опыта проведения выставки декоративно-прикладного творчества детей и родителей, как одной из форм, способствующей созданию ситуации успеха и преодолению проблемы детской неуспешности.

 

Глава 1. Проблема детской неуспешности и пути её преодоления

1.1Определение понятий «детская неуспешность» и «школьная неуспеваемость»

 

Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспешности и неуспеваемости школьников занимались многие отечественные ученые-педагоги: Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, М.А. Данилов, A.M. Гельмонт, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, Ф.Ф. Королёв, С.М. Риверс, М.Н. Скаткин, Т.Ю. Стульпинас, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.О. Эфрусси, психологи: П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С Выготский, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, Г.С Костюк, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Т.Л. Мусеридзе, Н.И. Мурачковский, СЛ. Рубинштейн, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, B.C. Цетлин, дефектологи: Т.А. Власова, М.С Певзнер, В.И. Лубовский; а также зарубежные деятели: Я.А. Коменский, А. Дистервег, P. и другие.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «детская неуспешность» отождествляется с понятием «школьная неуспеваемость», что в корне не верно.

Под неуспеваемостью обычно имеют ввиду неудовлетворительные оценки по какому- либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). [3]

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. [4]

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Неуспешность – это более ёмкое понятие.

Неуспешность – это ощущение отсутствия достижения, например, в виде награды, похвалы, общественного признания. Либо это - хроническое или периодическое переживание ситуации неуспеха, то есть промаха, провала, поражения, несостоятельности. [5]

Это ощущение возникает в процессе сравнения себя с другими или при оценке достигнутых и желаемых результатов.

Неуспешным можно быть не только в учебе, но и в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с педагогами, в спортивных достижениях, в творчестве и т. д.

Неуспешность не является врожденным. Но довольно часто бывает следствием, когда взрослые – учителя и родители - сравнивают достижения ребенка с результатами сверстников. Но здесь очень важно подчеркнуть исключительно субъективный характер  определения неуспешности. То, что кажется неуспехом одному человеку, для другого является желанным достижением. Например, для одного ребенка обучение (стажировка) заграницей является сущим наказанием, а для другого – недостижимой мечтой.

Школьная неуспешность, как уже отмечалось, многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?

·         Постоянно высокий уровень тревоги

·         Низкая мотивация учиться

·         Нарушения внимания, памяти

·         Неусидчивость или уход в себя

·         Заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»

·         Неуверенность в себе

·         Неверие в возможность удачи

·         Ожидание помощи от других

 

1.2Причины детской неуспешности

 

У каждого ребенка, имеющего неуспешность в чем-либо - своя уникальная история развития данной проблемы.

Существуют несколько подходов, классификаций в определении причин детской неуспеваемости с точки зрения педагогики, психологии. Что же касается детской неуспешности, затрагивающей не только результативность обучения ребенка, но и его личность, нам наиболее близок подход, предложенный Е. Лебедевой. [5] Она говорит о том, что детская неуспешность многослойна и сравнивает её с луковицей, предлагая рассматривать причины этого явления последовательно, снимая слой за слоем.

Итак, причинами детской неуспешности, согласно Е. Лебедевой могут являться:

1.Возраст, жизненный период. 

Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.

Если ребенок не готов к школе, не достаточно развита мелкая моторика, у него не сформировано поведение ученика, трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных». В средней школе камерность начальной школы завершается, ребенок проходит новый виток адаптации, надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Не редко это приводит осложнениям, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может «коллекционировать» опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.

Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач (становление самостоятельности, изменение отношений с родителями, возможно, первая влюбленность, поиск ответов на вопрос «Кто я?»), и иногда кажется, что учиться не самое главное в жизни...

2.Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе.

Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе. Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале, в первом классе. Именно тогда у ребенка складываются представления о том, что такое школа, и какой он ученик. Способности могут развиваться только в эмоционально благоприятной атмосфере. Если ребенок боится или не принимает учителя, то это непременно скажется на первом опыте учебы.

Причиной школьной неуспешности может быть несоответствие стиля и формы подачи учебного материала.

3.Отношения в семье.

Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.

Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Перенос оценок с учебного результата на личность ребенка чреват серьезными последствиями (вместо «тебе не удалось» - «ты неумеха»). Вообще перекос в оценивании деятельности, преобладание негативных оценок демотивирует, гасит стремление сделать лучше. Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.

4.Личностные качества ребенка. 

Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться.

Снижение мотивации учения и боязнь неудачи, стремление избежать сложностей, связанных с овладением новым - одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности. Немотивированность связана с волевыми качествами человека. Воля, как механизм преодоления трудностей, помогает преодолеть неудачи.

Еще один важный момент: готов ли ребенок или подросток отвечать за свои действия и их последствия? В психологии это называется «локус контроля». Он может быть внутренним («я готов отвечать за себя») и внешним («в том, что со мной происходит, виноваты окружающие»). Внешний локус контроля - существенный фактор формирования школьной неуспешности. Разумеется, умение отвечать за свои поступки зависит от возраста.

Препятствует полноценному развитию ребенка жесткая установка на послушание, слепое подчинение требованиям.

5.Эмоциональные особенности ребенка. 

Повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху.

Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи.

6.Интеллект и особенности познавательных процессов.

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.

Все выше перечисленные причины формирования школьной неуспешности - психологического характера, и в случае их возникновения можно обратиться за помощью к психологу, детскому или семейному.

7.Нарушения функционирования нервной системы ребенка. 

Часто эти нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка. Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.

Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.

 

1.3Пути преодоления детской неуспешности

 

Поскольку неуспешность понятие относительное, исследователи данной области не определяют четких путей  её преодоления. Основной акцент делается на избежания неуспеваемости. Тем не менее, нами выбраны основные пути, которые, на наш взгляд, могут повлиять как на повышение успеваемости в частности, так и на успешность ребенка в целом.

 1.Педагогическая профилактика  - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения.

Важным моментом также является взаимосвязь работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинских работников. Только всестороннее исследование может дать полную картину проблем ребёнка и обеспечить грамотное планирование психолого-педагогического воздействия.

2.Педагогическая  диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.  Данный вид работы позволяет отслеживать работу педагогического коллектива по профилактике неуспешности, а также обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребёнка.

3.Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным в области искусства и спорта.

4.Тесный контакт и работа с родителями.

На последних двух пунктах остановимся подробнее далее.

 

Глава 2. Роль семьи и учреждения дополнительного образования в формировании успешной личности ребенка

2.1 Сотворчество ребенка, родителей и педагогов дополнительного образования, как один из способов преодоления детской неуспешности

 

Система дополнительного образования играет огромную роль в воспитании, формировании и развитии успешной личности ребенка.

Весь смысл уникальности данного образования скрывается в самом слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность      развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Отдавая своего ребёнка в какое-либо творческое объединение, спортивную секцию, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития.

Благодаря дополнительному образованию, с ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.  Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.  А в случае спортивных секций - идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.

Самое главное, дополнительное образование дает возможность увидеть результат своего труда, от которого ребенок приходят в восторг.       Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

       Не смотря на все плюсы дополнительного образования, без тесного взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи, без активного участия, заинтересованности и поддержки родителей не возможно воспитание в ребенке успешной личности. Поэтому одним из направлений деятельности Дома детского творчества №2 является работа с семьей. Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, как бы не старались погрузить ребенка в ситуацию успеха, всегда окажется, что главную роль играет семья, и основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им.  Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно.

Что касается проблемы детской неуспешности, то родители не всегда в одиночку могут справится с ней. Зачастую они даже не признают наличие данной проблемы. Таким образом, далеко не всегда используя в полной мере комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка.

Решением проблемы преодоления детской неуспешности  педагогический коллектив  Дома детского творчества №2 видит в разработке и реализации перспективных форм работы с родителями и детьми. Одной из таких форм является мастер-класс, построенный на совместном сотрудничестве педагогов и родителей, и сотворчестве детей и родителей. Данная форма предполагает, что дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

2.2 Мастер–класс

как эффективная форма  работы с  родителями в условиях УДОД, способствующая преодолению детской неуспешности.

 

         Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создании равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.

Наверняка во многих ОУ ДОД используется данная форма и вряд ли она покажется новой и оригинальной. Тем не менее, проводимые нами мастер – классы имеют некоторые особенности:

         Во-первых, педагогами декоративно – прикладного отдела разработан и успешно реализует на протяжении пяти лет целый цикл мастер - классов под названием «Школа народных ремесел». Основной  целью,  которого является актуализация потребности в совместной деятельности детей и их родителей, установление сотрудничества в триаде «ребенок – родитель - педагог», привитие ценности труда, знакомство участников с особенностями различных видов русских традиционных  ремесел, посредствам декоративно – прикладной деятельности.          

Цикл мастер - классов представляет собой целостную систему, соответствующую единому замыслу и личностному опыту педагогов, что позволяет говорить об авторском содержании материала.

Во-вторых, сама  структура каждого мастер – класса предполагает проведение не только практической части, это целый сценарный ход с персонажами, слайдовыми презентациями, конкурсами, выставками и т. д.

Мастер – классы реализуются в каникулярное время. Длительность одного мастер - класса составляет два астрономических часа. Продолжительность первого этапа – творческой презентации – тридцать минут, на практическую деятельность отводится  около полутора часов, в ходе которой  участники делятся на группы по желанию, в соответствии с видом народного ремесла, которым бы хотели овладеть. По окончанию мастер – класса организуется небольшая выставка сделанных работ, участники делятся впечатлениями, оставляют отзывы о мероприятии.

Третья, и на наш взгляд самая главная особенность мастер – классов – это то, что предлагаемый материал направлен на повышение общего культурного информационного уровня взрослого и подрастающего поколения о ремесленничестве в России, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

Упор на изучение именно культуры, традиций, ремесленничества русского народа обусловлен двумя причинами:

1. На Руси издавна развивались различные промыслы и ремёсла. Их передача осуществлялась систематически от поколения к поколению в соответствии с традицией русской культурной преемственности, заключающей в себе огромный педагогический потенциал и являющейся связующей «нитью» в семейных отношениях. Такое сотворчество разных поколений, на наш взгляд, всегда способствовало гармонизации детско-родительских отношений, передаче и сохранению семейных ценностей. 

2. Коллектив декоративно – прикладного отдела не только внес изменения в работе с родителями, но и стал соучастником культурно – образовательной инициативы инновационной площадки по теме «Гражданско – нравственное воспитание личности в условиях УДО на этнокультурной основе».

            И, наконец, четвертой особенностью, на наш взгляд является то, что мы не просто использовали эту форму работы с родителями, но и попытались с точки зрения психологии определить эффективность ее влияния на отношения между родителями и детьми, на преодоление детской неуспешности. В связи с этим педагогом - психологом было проведено исследование  на основе тест - опросника авторов А.Я.Варга, В.В.Столина. Диагностика была проведена в два этапа: входная, до начала цикла мастер - классов, и контрольная, по окончанию годичного цикла мастер - классов. Эффективность используемой нами формы подтвердилась положительной динамикой в результатах. 

До начала проведения мастер – классов  результаты исследования показали, что большинство родителей считают своего ребенок личностно и социально несостоятельным, они стараются контролировать его поведение и навязать свою, верную, по их мнению, точку зрения, а так же стараются оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Но, наравне с этим, родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

После проведения цикла мастер – классов, при повторном исследовании, наблюдалась положительная динамика критериев родительского отношения к своим детям.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование формы мастер-класс, базирующейся на этнокультурной основе, способствует нравственно – культурному становлению личности ребенка, гармонизации внутрисемейных отношений, а также развитию стабильного интереса родителей обучающихся к деятельности учреждения дополнительного образования. 

В перспективе, мы планируем проведение мастер – классов с привлечением не только педагогов декоративно-прикладного отдела, но и педагогов работающих в других направленностях (ансамбль русской песни «Хорошки», «Стиль и мода», «Музееведение» и т. д.), а также их воспитанников и  родителей. Таким образом, увеличится количество семей, в которых, мы надеемся, будут гармонизированы детско-родительские отношения.

Заключение

Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. В какой бы среде он ни родился, он с оптимизмом смотрит в будущее.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны педагогов и сверстников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема. Если ребенок то и дело терпит неудачи, то со временем, от его уверенности в себя не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения. И хотя ситуации переживания успехов все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее вероятными. Поэтому так важно вовремя увидеть проблему и помочь справиться с ней.

Главными помощниками, главной опорой и поддержкой в любой, даже самой трудной ситуации, для каждого ребенка являются любимые и самые близкие люди – это родители. Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания, но не единственная. Образовательные учреждения, окружающая среда и другие факторы также оказывают влияние на становление личности. Взаимодействие общего образования, дополнительного образования и семьи – идеальная формула для развития и воспитания успешного человека.

Список литературы

1.Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития

[Текст] : Педагогика гармонического развития / Ю.П.Азаров. – М.: Политиздат,   1989.  - 335с. 

 

2.Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.

 

3.Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя [Текст] : книга для учителя / А. С. Белкин. – М.: Просвещение,   1991.  - 168с. 

 

4.Валишина Лариса Николаевна. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-13/708


5.Глассер, У.  Школы без неудачников [Текст] / Уильям Глассер ; [общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского ; перевод с английского Н. В. Изосимовой]. - Москва : Прогресс,   1991.  - 174с.


6.Зарецкий, В. К. Как учителю работать с неуспевающим учеником. Теория и практика рефлексивно - деятельностного подхода [Текст] : теория и практика рефлексивно - деятельностного подхода / Виктор Зарецкий. – М. : Чистые пруды,   2011.  - 32 с. 

 

7.Какой у вас ребенок? Как понять своего ребенка [Текст] [как понять своего ребенка] / [автор-составитель Любовь Орлова]. - Минск : Харвест,   2008.  - 222с.


8.Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика [Текст] : учебное пособие-хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер,   2009.  - 365с. 

 


9.Мурашова, Е. В. Ваш непонятный ребенок. Психологические проблемы ваших детей [Текст] : психологические проблемы ваших детей / Е. В. Мурашова. - Москва : Дрофа,   2002.  - 412 с.


10.Первушина, Е. В. Успеваемость без проблем. Как научить ребенка хорошо учиться [Текст] : как научить ребенка хорошо учиться? / Е. В. Первушина. - Санкт-Петербург : Вектор,   2008.  - 239с. 

 

11.Психологические проблемы неуспеваемости школьников [Текст] [сборник] / под ред. H. А. Менчинской ; Ин-т общ. и пед. психологии, АПH СССР. - Москва : Педагогика,   1971.  - 270с. 

 

12.Психологические тесты:[В 2 т.] [Текст] Т.2 / Под ред.А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС,   2000.  - С. 144 - 152.
 

13.Хухлаева, О. Хочу быть успешным. Методическое пособие [Текст] : методическое пособие / Ольга Хухлаева. - Москва : Чистые пруды,   2005.  - 30с. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Школьный психолог" ;  вып. 5).

 

14.Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.

 

Электронный ресурс:

1.Мещерякова И.А.Психологические аспекты профилактики неуспешности:http://www.km.ru/referats/7555433623974626B8EF74C41A06AE7C

 

2.Школьная неуспеваемость и школьная неуспешность Ольга Ивановна Волосач, учитель-логопед высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультировани www.concord.websib.ru

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!