Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Авторизация
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Телефон горячей линии

В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:

Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - БЕНДЕР ЭЛЬЗА ИВАНОВНА 

тел. (3843) 73-14-80,

8 905 391 0264

Заместитель директора по УВР  - Киселева Наталья Владимировна

тел. (3843) 73-14-80,

8 913 310 2633

«Обновление содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации образования»

25 декабря 2013 - irina

 Важным этапом модернизации образования РФ стало масштабное общественное и профессиональное обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ключевые позиции которой направлены на: обновление содержания образования, внедрение информационных технологий, развитие педагогического потенциала, системы поддержки талантливой молодежи и самостоятельности образовательных учреждений. 
Помимо перечисленных выше требований значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и ОУ, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. Выдержка из Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010.г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования»:
… При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности ОУ в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности ОУ ДОД, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе ОУ ДОД.
Приоритетными принципами такого партнерства являются:
1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико- деятельностная основа образовательного процесса.
По моему мнению, дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии обучающихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
По словам Президента РФ Д.А. Медведева, система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. 
Действительно пришла пора не ждать, пока эти дети придут и захотят учиться, а делать это в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.
При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
В ходе взаимодействия общего и дополнительного образования возникает новое содержание образования, которое может удерживаться только процессом объединения частей в целое. 

По моему мнению, интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС. Кроме того, именно в интегрированном комплексе, которым должны стать общее и дополнительное образование, разрабатывается единая диагностическая система, создаются единый диагностический инструментарий в оценивании образовательных результатов обучающихся. Помимо этого, взаимодействие общего и дополнительного образования - это наиболее перспективный способ развития собственных ресурсов, так как объединение разного типа ресурсов (например, дополнительное образование - интеллектуальный и кадровый ресурс; у общего образования - финансовый и организационный) дает качественно новый результат.
Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника, то и реализация возможностей школы и УДО увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей требующих особой заботы, детей с девиантным поведением. Кооперированные ресурсы (интеллектуальные, технические, информационные и др.) позволяют использовать дистанционные и телекоммуникационные образовательные технологии, разрабатывать индивидуальные учебные планы школьников, особенно если это касается дополнительного образования детей с особыми потребностями. 
Основой разработки программ интеграции учреждений общего и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов второго поколения.
Можно выделить следующие модели интеграции:
I. Модель предметно-кружковой деятельности, которая характеризуется набором кружков, секций, клубов, ее осуществляют как учителя, так и педагоги дополнительного образования. Внеурочная деятельность школы организовывается в зависимости от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. Однако определенные затруднения возникают при определении образовательных результатов и эффектов внеурочной деятельности.
II. Модель культурно-досуговой деятельности, отличающейся определенной внутренней организованностью, в такой модели встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). ( Примером может служить организация летнего оздоровительного лагеря.)
III. Модель, созданная на основе единой совместной программы деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования детей в данном социуме. На основе регулярного тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. 
IV. Модель совместной экспериментальной деятельности нескольких образовательных учреждений наиболее эффективна с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей является, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В данной модели создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются реальные условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. 
V. Модель интеграции - сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности общего и дополнительного образования . Образовательная сеть представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающимся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений
Таким образом, учреждения и педагоги системы дополнительного образования становятся важным компонентом образовательных сетей, реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и эффективность общего образования. Кроме того, создаются условия для обмена педагогическим опытом в области содержания и организации внеурочной деятельности.

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Современный стандарт – это прежде всего гарантированное предоставление, с одной стороны, ученику, семье качественных образовательных услуг, с другой – гарантии работнику сферы образования. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высокого уровня и необходимости определения дальнейшего вектора движения.
На важнейшее место выходит вопрос обновления содержания. Глупо полагать, что если будут единые программы, то и результат будет одинаковым. В конкретной школе каждая программа приобретает свою неповторимую специфику. Так же как и вода приобретает вкус тех труб, через которые протекает, а что получит в итоге потребитель – зависит от труб, т.е. от условий и ресурсов учреждения.
Очевидно, новая школа требует и нового педагога: владеющего психолого-педагогическими знаниями, понимающего особенности развития ребенка, чуткого и восприимчивого к интересам воспитанников.
Согласитесь со мною , что реализация данных задач требует от педагогов, реализующих программы дополнительного образования, профессиональной мобильности, готовности к непрерывному повышению квалификации, профессиональной переподготовки; от руководителей образовательных учреждений – анализа образовательных потребностей, осуществления непрерывного мониторинга качества образовательных услуг, открытости и направленности на использование сетевых технологий взаимодействия в профессиональном сообществе. 
Заключение:
Реализация концепции модернизации развития системы дополнительного образования детей призвана способствовать:
• позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическую защищенность семьи;
• повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
• обеспечению доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей на основе государственных гарантий;
• увеличению удельного веса детей, обучающихся по программам дополнительного образования с 74 % до 85 %; 
• увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности;
• обеспечению роста социального статуса, улучшению качественного состава педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей в Краснобаковском районе; функционированию системы дополнительного образования детей в режиме устойчивого бескризисного развития.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!